ПЕРВЫЙ ЭТАП - Параллели 66˚ параллели

Перейти к контенту

ПЕРВЫЙ ЭТАП

  Зимнее Моторалли назвал «Параллели 66˚ параллели». Целью моторалли стали: проезд по маршруту на время, встреча с членами мотоклубов и объединений, членами Русского географического общества для обсуждения и планирования совместной деятельности, проезд по автозимнику Надым – Салехард, существующему последние сезоны, съемка объектов 501-503-х Строительств и строительства новой автодороги, неоднократное пересечение полярного круга. Недельное наблюдение за прогнозами погоды в городах по маршруту благостно грело душу не опускаясь ниже -20˚С и ветром не более 5м.с.

 тартую с кличем ищущего приключения путешественника: «Навигаторы, плееры, подогревы и прочий комфорт к чёрту!».
  -25˚С на время старта из Красноселькупа, но впереди же -10˚С по маршруту! Топнул ногой и «первая вниз»! Стартанул лихо, хлопая флагом Русского географического общества. На посту удивлённо посмотрели на меня, но тем не менее подняли шлагбаум, и я пришпорил. Начали вылезать траблы мотоцикла, на которые в общем-то во время подготовки и не обращал внимания, потому что в «Урале» есть детали «вечные». Через некоторое время появился стук в районе кардана. Остановились – свечу фонариком – вот елы-палы – слетело кольцо на резиновой муфте кардана. В запасе лежит «вторая жизнь» для «Урала» - двигатель «Днепра», который я целиком сдернул на всякий случай. Беру с него на замену муфту, снимаю колесо, снимаю мост, отсоединяю тормоза. Меняю, собираю. Градусник начал показывать уже -28˚С. К чему бы это… на ходу стало потеть изнутри стекло. Сказывается недостаток обдува и поднимающийся от цилиндров пар таящего снега. Я надежно нагородил защиту из строительного утеплителя и, хоть думал – переборщил, теперь понимал, что всё к месту. По зимнику валил как ужаленный. Сказывался мототоксикоз и азарт.  Организм явно соскучился по «Её Величеству Дороге». Как ни крути, а стужа всё глубже начала проникать под одежду - останавливаюсь где то через 35-40 км. попрыгать, размять кровотоки. Контрольный пост «Автодора», обслуживающего зимник пролетаю без остановки, приветственно побибикав. Их уже предупредили, что я еду... они сразу подняли шлагбаум. Вот и Южно-Русское месторождение через 136 км. Очередной пост охраны. Нефтегазодобыча – дело стратегическое, болтаться тут праздно и кому ни попадя не дадут. Начальник смены охраны сам вышел посмотреть, что за чудо такое вывалилось с зимника. В такую стужу. Мотоцикл и я покрыты замечательным кристаллическим слоем инея. Перекидываемся шуточными фразами, он говорит, мол, ты как в -35˚С едешь, не холодно?
- Как, – говорю, – 35? Должно же быть 10-15! Ну в крайнем – 20!
- Не веришь? Сам посмотри на градусник. – идем, смотрим.
- В реале. – Как? Как, – спрашиваю, – так возможно? Две недели стояла погода -10˚С- -15˚С а тут такой заброс?
 Деваться некуда: топ ногой - первая вниз. Подготовка мотоцикла к зимнику и к асфальту должны быть абсолютно разными. Этот очередной вывод я сделал на первых же километрах асфальтового покрытия. На шипах, которые мертво держали на зимнике, на асфальте стало мотать, из под колёс искры – зрелищно! Угол регулировки коляски тоже надо бы побольше. Стало сильно тянуть вправо. Рука в меховой рукавице обхватывает и без того не тонкие ручки руля. Ну что ж – вот она самонадеянность и недостаток дальних зимних поездок на мотоцикле. Это совсем не на снегоходе, где и подогревы рук, и трясет меньше, и сиденье широкое и мягкое, и от движка тепло идёт. Кстати, одна из мыслей, почему на Ямале не так развит мототуризм: да есть же снегоходы, квадроциклы, ну на крайняк аэролодки-аэросани! Каждому транспортному средству свой период, время и климат. Мотоцикл остается таки баловством.
   Поездка из запланированной прогулки стала превращаться в экстремальную. Где-то посередине пути от Южно-Русского месторождения до Старого Уренгоя стал чихать мотор. Не мгновенно, но дошло, что надо бы заправиться. Во время заправки, пока вытирал тряпкой горловину, обмочил пальцы в бензине. Это стало играть роковую роль. Пальцы, как их ни грел оставшийся путь – коченели. Что-то стало визжать под баком. Еду – прислушиваюсь. Звук поет трелями на разные голоса и тональности. Появляется только во время движения мотоцикла – значит, не двигатель. Переживаю. Трос спидометра?  Вроде мазал. Сапун? Да ну, масла выше нормы. Уже весь мотор мысленно перебрал – ничего не пойму откуда звук. Плюнул, по старому принципу: «Хороший стук сам вылезет наружу».

  Немного о зимней автодороге Старый Уренгой – Южно-Русское место-рождение – Красноселькуп:
  Еще 19 лет назад, когда я только переехал жить в Красноселькуп, дорога начиналась за выездом из Старого Уренгоя и въезд на зимник, который не знающий водитель обычно проскакивал, красовался прибитой к дереву картонкой от упаковки на котором пальцем «отработкой» было написано «кр-селькуп» и стрелочка аморфного направления. Шёл зимник по размытым остаткам насыпи 503-й стройки, и лишь только последние 50 км этого зимника «спрыгивали» вправо и по тундре уходили в сторону Красноселькупа. Хоть строительство дорог и было остановлено и законсервировано в 1958 году, линия телефонно-телеграфной связи существовала и функционировала до 80-х годов 20-го века. Каждые 20 км были построены избы для обходчиков, обслуживающих линию. Эти избы и столбы с проводами еще видны то справа, то слева от зимника. Избы понемногу захирели и в середине 2010-х пришли в негодность. Их черные остовы сурово взирают из-под шапок снега одноглазыми дырами окон, выныривая из ночи в свете фар. Ранее, когда зимник был тяжёлым и долгим, техника ненадёжной, водители поддерживали их, теперь же последняя большая изба возле реки Варка-сылкы 3 года назад претерпела пожар внутри и сейчас окончательно заброшена. Сейчас зимник существует 136 км. Участок от Южно-Русского до Ст.Уренгоя уложен плитами и асфальтирован, но тоже весь как «американские горки».
  На асфальте стук становился все назойливее, еще один недочет подготовки – выбранное мягкое снегоходное стекло. На скорости более 60км/ч оно стало гнуться, и моя физиономия стала открыта всем ветрам. Так и еду, периодически протирая от запотевшего инея и поправляя его. Но плестись 60км/ч по асфальту – издевательство. Проехал Коротчаево, повернул на Новый Уренгой, увеличился трафик. На третьей же фуре встречным потоком воздуха сломало стекло с левой стороны, и оно сложилось треугольником. Качусь, прячась в этом треугольнике и придерживая левой рукой, заодно потираю его от инея. Скорость упала до 40 км/ч, и начала моргать лампочка зарядки, свет фары стал тусклым.

 Очередная остановка, меряю уровень масла, завожу, скрежещет что-то уже угрожающе. Трогаю рукой генератор – на нем сильнейшая вибрация. Ах, вот где собака порылась. Новый же генератор! Абсолютно! Как за 300 км могли навернуться подшипники? Плюнул, топнул, Еду! Руки отбило окончательно, жду когда доеду, чтобы заменить амортизаторы. Они меня ждут в Новом Уренгое. Пришли транспортной компанией, но в Красноселькуп я так и не смог найти попутчика их вывезти. Попросил Сергея (в мотомире «Борг»). Он получил посылку и ожидает отдать.

  03.00 21 февраля. Стою на въезде в Новый Уренгой, звоню куда подъезжать. Телефон замерз и предательски пикает о разряженной батарее. Ну, этого еще на хватало. По объездной, поворачиваем в дачный сектор, там ждут съехавшиеся по поводу 23 февраля мотоциклисты Надыма и местные. Ан нет – уже разъехались. Ну да, ведь уже 4.00 ночи! Гостеприимно и радушно встречает Анатолий («Лютый»). Вручает посылку с амортизаторами от Сергея «Борга», зовет греться, чай горячий, еще теплая баня. Смотрим на градусник -24˚С. Потеплело! Ковыряться возле дачи с ремонтом в свете фонарного столба плохая идея. Принимаю решение отсоединить коляску, погрузиться в прицеп, доехать до Надыма, там у Сани Ява в гараже привести в порядок ветрозащиту, генератор, заменить шипы на колесах, сгоревшие лампочки габаритов. Быстро откинули коляску и погрузились. Промерзшие мозги под чашку и закуску хлебосольного Анатолия отогрелись и пришло взвешенное понимание ситуации: во времени на создание норматива мы не укладываемся никак, ехать ремонтироваться еще дальше от дома и если еще нагрянет поломка – мысль не фонтан: рабочий день, ночь в дороге, до Надыма 260 км, ремонт и потом в путь на зимник до Салехарда без отдыха – предложение более чем сомнительное. Ну, в общем, еще пара чашек горячительного чая окончательно пробудили здравый смысл, он встал, скромно помялся, и уложил наш энтузиазм по кроватям.
  Утром, разъехавшаяся отдыхать мотобратия собралась, сидели, пили чай, вспоминали поездки, делились планами на будущее, обсудили зародившийся проект на лето. Встреча сразу трёх членов Русского географического общества, полных идей и энергии к воплощению.

   Хроника температур выглядела так:
днём 20 февраля в Красноселькупе - -15˚С;
перед отъездом -20˚С;
на момент старта в 18.00 -25˚С;
на посту на выезде с красноселькупского зимника -32˚С;
23.00 на посту Южно-русского месторождения -35˚С;
03.00 на въезде в Новый Уренгой -27˚С;
приехал к месту встречи -24˚С;
04.00 погрузились в прицеп -22˚С;
06.00 вышли на улицу -20˚С;
09.00 проснулись -15˚С;
16.00 выезжали из Нового Уренгоя -11˚С,
звонит Александр «Ява» из Надыма, там -7˚С;
18.00 заправка в Коротчаево -14˚С;
23.00 вернулись в Красноселькуп -18˚С.
И всю неделю после поездки в Красноселькупе не более -12˚С.
Что это было?

  Водители, которые мне попадались навстречу, сейчас, встречая меня, рассказывают, как офигевали от зрелища пронесшегося в снежном облаке мотоцикла и так же вскликивали: «Что это было?»
  Так закончился первый этап Зимнего моторалли «Параллели 66˚ параллели». Пройдено 300 километров, сделаны выводы и приобретен опыт для будущего выезда. Огромное спасибо за произошедшее моей жене за её терпение и выдержку. Моему ученику и его отцу за проявленный энтузиазм в проведении моторалли в качестве автомобиля техподдержки. Сергею «Боргу» за хлопоты с транспортной компанией, Анатолию «Лютому» за гостеприимство и всем моим друзьям за то, что они есть, и за их моральную поддержку."

С уважением, Гнутиков Виталий «Неместный».
Февраль 2016 года.

Назад к содержимому