Надым-Салехард - Автопробег 2010

Перейти к контенту

Надым-Салехард

Дневник
   Первый участок, который предстояло преодолеть – это зимник от г.Надым до с. Аксарка. Яркий свет автомобильных фар пронзал темное пространство полярной ночи, шел мелкий снег...
   Дорога местами пересекает железнодорожное полотно, местами отходит от него на несколько километров. Нередко можно увидеть заснеженные полуразрушенные деревянные мосты. На 28-километре около дороги стоит огромный железный мост 50-х годов прошлого века через реку Пензеръяха. С эти местом у местных оленеводов-ненцев связано много интересных случаев. Они рассказывают, что там необходимо обязательно остановиться и что-нибудь оставить, иначе глохнут двигатели снегоходов, олени неожиданно останавливаются и не идут дальше. Не раз мы слышали рассказы ненцев про женщину в белой ягушке, которая появляется в этих местах, зовет за собой и тот, кто ее встречал, погибал или сильно заболевал. Ненцы рассказывали случай, когда эта ненка в белой зимней одежде появлялась на нартах, идущей упряжки и потом те, кто сидели рядом умирали… Мы остановились, посмотрели на мост, на замерзшую реку, вокруг тишина…только мелкий снег плавно появлялся сверху, из темноты, будто из ниоткуда и падал на заснеженную землю.  Через 40 км от Надыма мы остановились – по дороге ходили олени… Один из крупных самцов с огромными рогами подошел вплотную к автомобилю и в упор, через лобовое стекло внимательно посмотрел на нас. Олени привыкли, что здесь постоянно ездят машины и уже не боятся шума.
 Мы подождали, пока несколько оленей перейдут дорогу и продолжили свой путь. Зимник от Надыма до Аксарки проходит рядом с заброшенной железной дорогой 501-й стройки, экспедиция по которой у нас была прошлой осенью. На пути очень много спусков и подъемов в связи огромным количеством рек и проток, берега которых встречаются достаточно высокие. При переезде тундровых участков местами попадались снежные переметы и причины их возникновения за короткое время понятны: в тундре (на десять километров не видно лесных участков, а только одиноко-стоящие невысокие березки и елки, открытое пространство до самого горизонта) постоянно дует ветер, что переносит массы снега с места на место даже небольшой поземкой.
   Когда начало рассветать мы доехали до верховьев реки Ярудей. Около дороги стоит база организаций, работники которых обслуживают зимник. Тракторы, машины и гусиничные вездеходы стоят рядами, изредка из барака в барак проходит один-два человека – раннее утро, многие спят перед трудовыми буднями. Около одной из машин стоял водитель, раздетый по пояс и обтирался снегом, на улице: минус 30 градусов. Такие сюжеты в нашей местности не редкость.

Село Аксарка.
Асфальтовая дорога от Аксарки до Салехарда. Метель.
  Недоезжая до Аксарки встретили ненцев на снегоходах, остановились, поговорили, спросили про дальнейший путь. Они живут в Белоярске, ехали со стойбища, рассказали нам, что впереди будет сложный открытый, обледеневший участок трассы. В тундре часто встречаются люди и обмениваются рассказами о пути, поэтому даже за триста километров отсюда ненцы могут знать состояние кочевого пути, была метель или нет, когда была и насколько сильная. Нам потребовалось двенадцать часов, чтобы добраться до Аксарки. Перед поселком ровная дорога обледенела и около восьми километров пришлось постоянно выходить из машины и помогать шлифующим колесам, из-под которых летели мелкие осколки льда.
   Мимо нас в другую сторону проехал снегоход (видимо на стойбище): за рулем ненка, сзади снегохода прицеплены нарты, на которых сидели двое ребятишек.
 
  Заправили автомобиль и поехали дальше, начиналась метель. От Аксарки  до Салехарда хорошая асфальтовая дорога в 59 км, по которой после зимника ехать довольно приятно. Вот уж действительно: все познается в сравнении. Позади остался первый зимник, который мы прошли, впереди еще предстояло проехать по зимнику от Лабытнаног на юг, в Ханты-Мансийский округ.

  До столицы Ямало-Ненецкого округа добрались быстро. В городе нас тепло встретили работники Музейно-выставочного комплекса им. Шемановского, телевидения ЯМАЛ - Регион. В Салехарде (в переводе с ненецкого – город на мысу) была остановка на один день. Значительную часть времени провели в библиотеке музея, просматривали книги с описанием маршрутов путешественников по нашему округу в прошлые века. Чем больше знакомимся с историей родного края, тем больше открывается интересного… В соответствии с историческими данными мы наметили новые маршруты, которые предстоит проработать для воплощения. В конференцзале МВК провели встречу с работниками культуры и студентами Ямальского полярного агроэкономического техникума по теме нашей экспедиции «ГУЛАГ. Стройка №501», показали фото и видеоматериалы.
У входа в МВК им. Шемановского. Игорь Шароватов.
Памятный знак на Полярном круге. Игорь Кузнецов.
   Естественно, есть смысл остановиться на кратком описании музейно-выставочного комплекса, по которому для нас провели экскурсию: при входе огромный зал, посередине которого установлены скелеты мамонта и шерстистого носорога, ранее обитавших в наших краях, на плазменной панели идет фильм о жизни мамонтов.
Зал МВК в Салехарде.
Скелет шерстистого носорога.

Мамонтенок Люба (копия).

Макет Обдорского острога.
Большая часть представленных экспонатов посвящена коренным жителям Крайнего Севера. Примечательно то, что эти экспонаты не являются предметами, ушедшими из обихода. До сих пор ненецкие пояса, одежда, женские сумочки не претерпели изменений. Дрель, с помощью которой сверлят отверстия (при изготовлении нарт и прочих предметов) до сих пор можно встретить в качестве рабочего инструмента. Когда мы были у оленеводов из Яр-Сале, то именно таким инструментом делают отверстия. Объясняется это надежностью конструкции и неприхотливостью: не требуется электричества, которого нет у кочевых народов в тундре, не ржавеет (как современный металлический аналог) и при поломке не требует замены шестеренок (которых в тундре тоже нет), ремонтируется подручными средствами.
Ненецкий пояс охотника. МВК им Шемановского. г.Салехард.


Сундуки внутри чума. МВК им Шемановского. г.Салехард.


Зимняя одежда ненцев. МВК им Шемановского.
г.Салехард.

Чум. МВК им Шемановского. г.Салехард.

Ручная дрель. МВК им Шемановского. г.Салехард.

Женские ненецкие сумки. МВК им Шемановского. г.Салехард.
Ранее летние чумы покрывались сшитой берестой, теперь оленеводы используют более практичный брезент. Зимний чум, как и в древние времена покрыт оленьими шкурами…


Берестяное покрытие летнего чума. МВК им Шемановского. Г.Салехард.
   В хранилищах музея четко распределены по ящикам и стеллажам экспонаты  будущих выставок – это археологические находки города Мангазея семнадцатого века, который был на берегу р.Таз, Усть-Полуя, Надымского городища и многое другое. Чтобы осмотреть все собранные экспонаты требуется не один день, не два и не три. В фондах библиотеки хранится большое количество книг не только современных, но и редких изданий прошлых веков.   Несомненно огромная заслуга уникальных собраний И. С Шемановского, чья просветительская деятельность  дала будущее музейному комплексу, которое уже поддерживают и развивают наши современники.

Самовары. МВК им Шемановского. г.Салехард.

Бюст И. С. Шемановскому. МВК г.Салехард.
   О собраниях Салехардского музея можно много рассказывать, но оставим это на будущее и вернемся к автопробегу. Вечером наш путь продолжился в сторону Лабытнаног. По дороге от Салехарда стоит памятник строителям стройки №501, на берегу Оби возвышается огромный мамонт. Глядя на этот заснеженный памятник, невольно представляются  животные, что когда-то в большом количестве населяли эти места.
Паровоз стройки №501.
Мамонт на берегу р. Обь.
Назад к содержимому