23 марта - Константинов камень

Перейти к контенту

23 марта

Дневник
Экспедиция успешно продвигается на Север, прошли хребет Нгысыхынырд и остановились на ночлег недоезжая горы Константинов камень 15 км.

Сообщение по спутниковой связи: "После пурги были незначительные поломки снегоходов, которые ремонтировались в пути. На момент 21:00 (МСК) видимость хорошая, на улице - 28 градусов. Все живы, здоровы, настроение у команды отличное!"

Дневник Сергея Чижика:
"23 марта.
За снегами в горах Хадата приютилась
В черных нитях антенн бьются флаги пурги.
Нас на гребне вчера круговерть прихватила,
И смеялась пурга :"Посиди не беги".
 Арик Крупп песня "Метеостанция Хадата 1969 год.

  Утро выдалось морозным -20, видимость отличная. «Вот мы сейчас рванем», - подумалось мне. Но не тут то было! Как говорится, ничто не предвещало беды! Не завелся Надин «кот». Обычные танцы с бубном, в виде поливания кипятком, подсоединения генератора для прогрева не дали результатов. Только генератор сожгли. Продумываю запасные варианты: «есть ли у вас план мистер Фикс? У меня есть целых три плана!!!». Как вариант: идти по маршруту с Надей в качестве пассажира, а снегоход дотащить до балков биоресурсов. Забрать все на обратном пути и дотащить до Воркуты. Сам егерь нацпарка дошел до нас как раз на лыжах! Костя с Сергеем все же не теряют надежу реанимировать "кота": разобрали пол снегохода, отогрели бензонасос, проверили все релюшки. При сборке, правда, остались лишние детали, но это скорее недоработка американских конструкторов (потому что "кот" и без них завелся). Надя, обрадовавшись, не хотела его глушить, а собралась сразу ехать.
  Так как потеряли около 5 часов, решаю ехать более коротким и прямым путем в сторону вершины Константинов Камень. Ведь установка знака - это основная цель, а перевал Обручева и западный район можно посетить и на обратном пути. Опять же, если позволит погода, а она на Полярном Урале очень изменчивая. На скорую руку перекусили и двигаемся в путь через перевал с ручья Воргашора на реку Щучью. По пути группа отстает. Спрашиваю причину по рации - оказывается у Виталика в карбюраторе лед, и один цилиндр не работает. Костя с Серегой помогли перебрать карбюратор и мы едем дальше. Снега здесь много намело и мы движемся с приличной скоростью. На спуске с перевала уходим левее по плато, оставляя справ ручей с карнизами и наледями. По пути мы встретили пару французов, они идут на лыжах и тащат пластиковые саночки, а я то еду и думаю, что за упряжка интересная: узкая колея волокуши и следы лыжных палок по бокам... Они гостили у Нади с Виталей, и встретились как старые знакомые. Пообщавшись, двигаем дальше. Нам еще много сегодня предстоит пройти. Часто останавливаемся для фотосьемки, ведь грех не воспользоваться отличной погодой!
  Спускаемся по крутому склону в долину реки Малой Щучьей. Справа остается перевал на озеро Усвато, довольно пологий и легко проходимый на снегоходах. Едем на озеро Большое Щучье, так будет прямее, но честно, хотелось посмотреть северную сторону и перевал на Малом Щучьем, но время поджимает. Здесь тоже есть новое - перевал на озеро Нярмато. В 2010 при поездке на Харасовей мы шли здесь в сильную пургу и вылезли на какие- то крутые обрывы. Только интуиция тогда спасла от полета с огромного карниза. Мы тогда вернулись и прошли западнее через реку Мядояху и верховья реки Кары. Сейчас видимость позволяет и можно попробовать пройти этот перевал.
  Проезжаем короткий каньончик Большой Щучьей и выходим к озеру Большое Щучье. На берегу, у истока реки, засыпанная по крышу база Морозова (или заказника горно-хадатинского). Хороший был дом и баня. Как то мы здесь гостили у Максимыча. Движемся дальше по озеру на север. Снег плотным слоем покрыл озеро, открытого льда нигде невидно. Подъехали к оранжевым балкам базы Ямалкана. Как-то они своим дурацким цветом, имхо, не вписываются в ландшафт. Справа по ходу уходит долина - здесь перевал на Байдарату - реку, впадающую в Байдарацкую губу Карского моря. Можно здесь на лодке маршруты крутить. Из балков никто не вышел, наверное сильно занят, только собачка бегала. Мы перекусили горячими бутербродами из моей «микроволновки» и двинули дальше. Пейзажи завораживают и мы, то и дело останавливаемся для фото. Повезло с погодой, а вечером горы подсвечены еще красивее. Озеро Щучье необычное – глубина 150 метров, рядом вершины по километру высотой - «Байкал в миниатюре». Выехали на северный конец озера и по рации узнаем, что у Кости разбились сани (не мудрено об такие заструги). Разгружаем сани Вадима и отправляем к ребятам забрать бензин. Задержка в пути недолгая и все эти поломки и задержки не меняют общего настроения, нашего движения к цели. Если такое случается в начале, то как обычно бывает, дальше все будет хорошо. Ведь это наши горы, они помогут нам! Стало холоднее, Надюха замерзает. Дал ей проверить новую, еще не испытанную вещь - современную малицу. Нью малица сделана из синтетических материалов из расчета одевания через голову на ходовую одежду. Мне она чуть ниже колен, Надюхе до пят. Говорит, что очень тепло.
  На пути к перевалу долина заснеженная, иногда «кот» идет тяжело. На спуске проходим левее, оставляя справа карниз, который не просматривается с перевала. Прямо на нас смотрит вершина Хуута Саурей, виден перевал на реку Малую Хууту. Мы там на лыжах бывали. Правее красивые снежные стенки в лучах закатного солнца. Сделали остановку, Вадим с Виталиком "кормят ямах", а мы фоткаем. К вечеру холодает и все одеваются. Едем уже в темноте по долине реки Нярмаяхи, благо что нет обычных наледей. В темноте опять здорово помогают желтые противотуманки: виден рельеф. Но такие фары здорово съедают заряд аккумулятора. Надо искать светодиодные. Вот священный камень ненцев в виде головы - это страж Нярмаяхи. Оставляем конфетку. Дальше главное вовремя уйти с долины на склон хоть там и камни, иначе попадаешь в глубокий и красивый каньон Нярмаяхи с карнизами водопадами и прочими прелестями - в общем непроход. В темноте виляем между камней по склону, оставляя каньон справа внизу. Движемся по плато. Горы позади, а последние вершины Минисей и Константинов Камень почти в 25 км севернее. Доезжаем до реки Хольтальбейяха. Вспоминаю, что хойтальбей обозначает что-то типа «прорезающего горы», не помню дословно. Осторожно, просмотрев спуск ныряем в долину. Вниз по течению парят наледи. Противоположный склон стоит стеной, так воспринимается в темноте. Проезжаем немного вниз, ища выход на правый борт долины, но склоны крутые. Решаем не рисковать по темноте, а ставить лагерь здесь в долине, под защитой от ветра. Немного нам не хватило времени, чтоб дойти до Константинового Камня. Ставим палатку, для чего освещаем место снегоходами. Пока освещали стоянку, у Нади ушел тосол со "снежика", беда с этим "котом". Палатку ставили с непривычки минут 20. Главная проблема: на морозе резинки растягиваются, нужно их поменять на шнур. Потом установка будет быстрее, но я ей прощаю этот недостаток. А так у палатки отличная обитаемость, и самое главное это уникальная ветроустойчивость и снегоустойчивость, проверенная не только мной. Другие палатки в таких условиях бы не выдержали.
Поставили печку, приготовили ужин. Пока занимались лагерем, было красивое северное сияние. Но снимать чего -то было лень."
Дневник Надежды Кожевниковой:
"23.03.2015.
  Спали хорошо. Там было так хорошо, что даже прошлогодняя муха проснулась и зажужжала по углам, предательски обманывая наш слух, будто бы приближающимися снегоходами. Спали хорошо! А за все хорошее надо платить…..
  Новый день сулил нам большой снегоходный пробег. Солнце! Видимость! Теплынь! Казалось, вот щас мы как рванём!!! Вот уж хренушки…..
Каждый занимался своим делом. «Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал…» Толя – это я. И, поскольку я девочка, меня не били. А Бориса и Николая, к их же счастью, среди нас просто не было. В общем, мы собирались. Паковались. Снегоходы заводились один за другим. И вдруг заходит Виталя и говорит, что мой "КОТ" не заводится. Как так??? Мы все пошли к больному "КОТУ". Блин, и правда – не заводится. На табло какая-то «ошибка». Дреньк, тырк…. Не заводится. Угу. «Да, фигня!» - сказал Виталик и немного поскакал на нем. Привычные действия… Др-р-р-р-р… Не заводится. Чижик посмотрел и, доставая спутниковый телефон, сказал, мол, звони хозяину. (Вы же помните, что я решила посмотреть моря на чужих яхтах?.. Ну, да! Как-то так!!!) Хозяина тревожить не стали. Позвонили его водителю, который сказал, что надо поддать газу! Что, мол, это обычное дело! Газу поддаём, а ничего, кроме звуков смерти снегохода не слышим. Но, по-привычке подумалось «конец», когда два малознакомых мне человека – Костя и Серёга (не Чижик) – взяли в руки инструменты и стали разбирать мой-чужой снегоход… Я присела на завалинку, и стала думать о том, что к моему трехмиллионному кредиту добавится еще тыщ 800. Да……! Выбора то нет… Мама, что я здесь делаю?????? А потом началось загляденье!!! Эти двое – во истину волшебники – разговаривая лишь на им понятном языке, разобрали этого красного "КОТА" по винтикам. В бензонасосе был лёд!!! Продули, промыли спиртом. Костя, видя мой не совсем здоровый вид сказал: "Надюха, щас поедем!!!" С этого момента он стал мне совершенно своим. А Серёга больше молчит, но что-то делает с этой железякой такое, что кажется, что мы не поедем, а полетим просто!!! Реанимированный насос воткнули на место. А снегоход..., все равно, не заводится. Оказалось, что пока мы тыр-и-дыр – сел аккумулятор. Дохлый аккумулятор поставили на Ямаху Вадиму и он, дернув за веревочку, полетел заряжать его. Потом Серёжка, подсоединял какие-то проводки, а Костя в это время смотрел на какой-то, видавший виды, приборчик, который пищал. Они куда-то тыкали проводками, обкушенными Серегой, что-то диагностировали. Лечили. И вылечили!!!!!!!!!! При этом, как в рассказе у Санина про пистолет Папанова, остались лишние детали. Ну и фиг с ними. Едет же! И рычит так здорОво!!!
  Быстренько дособирались. По чуть-чуть на ход ноги, и в путь!!! Провожала нас муха. Интересно, она вообще поняла, для чего просыпалась???......

  Хороший был денёк. Хоть и не простой. На ремонт моего снегохода мы потратили 6 (!) часов. Поэтому пораньше выехать не удалось. Подъезжая к перевалу на Большое Щучье встал снегоход Виталика. Вот как тут не выругаться?... Хорошо, что Волшебники – Костя и Серёжка – рядом!!!!!! Оказалось, в карбюраторе лед. Быстренько всё разобрали, отогрели, собрали и поехали. Ехалось хорошо. Погодка радовала. Солнечно и тепло. На перевале встретили наших французов. Поулыбались, пофотографировались и поехали дальше. Идём гуськом – Чижик, Вадик, Виталя, я, Серёжа и Костя. Чувствую себя надежно. Когда такие Мужчины рядом, бояться нечего. Проехали Большое Щучье. У Кости с Серегой что-то случилось с санями. Немного их ремонтировали. Солнце спряталось, и подул холодный ветер. Чижик планировал доехать сегодня прям до Константинова Камня. Не доехали. Чем дальше на Север, тем больше камней на пути. Приходится кружить между ними… Было уже совсем темно и поздно, когда решили ставить лагерь.
  Поставили палатку... А на небе красотищаааа! Из темноты на нас смотрели миллионы звезд, среди них покачивался молодой месяц и из-за холма полыхало северное сияние. Фотографировать все это не было уже сил… Хотелось тепла и еды. Вот приземлённые типы… Тут такая красота, а нам бы простых радостей. В палатке топится печка и варится какая то вкусная еда.
Да. Забыла. "Кот"! Он опять повел себя непорядочно и неадекватно! Его завели и попросили посветить фарами, пока мы лагерь ставим. Делов то! А он возьми, и закипи! Да еще и с добрым выбросом тосола. Я не сплю. Визуализирую, как завтра утром на морозе надо будет опять по винтикам разбирать снегоход. Это для того, чтоб добраться до горловины. И самое страшное, что делать это буду не я… Интересно, когда Костя с Серегой меня убьют?! ))) Их спокойствие меня удивляет. Я давно не видела таких людей! За ужином вздыхая, я что-то промы-мыкала про закипевшего кота… Серёга говорит: «Надь, расслабься, отдыхай! Завтра все сделаем и поедем дальше!» Ему невозможно не поверить! Всё. Спать."
Назад к содержимому