25 марта - Константинов камень

25 марта

Дневник
Сообщение по спутниковой связи 06:00 (МСК):
Памятный знак в честь 170-летия Русского географического общества и первой экспедиции на Полярный Урал Э. Гофмана установлен. На Константиновом камне поднят флаг Русского географического общества и Знамя Победы в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне!!!
Дневник Сергея Чижика:
  "25 марта. Желание взойти на вершину не дало сладко спать. Проснулся в 5-00 утра, вроде бы тихо и солнышко начинало подсвечивать палатку- наверное вчерашние просьбы к хозяйке помогли! Теперь главное не упустить шанс, так как часто здесь погода с рассветом или после обеда меняется - не расслабишься. Бужу ребят и мы, наскоро хлебнув чая из термосов в 06:00 едем к вершине. По следу поднялись на плато горы и были вознаграждены за ранний подъем замечательным видом на прибрежную тундру, Минисеи и северные вершины Полярного Урала - все это в лучах раннего солнца! Через каменистое плато подъехали к самой вершине - она в виде пупа на плато, причем склоны довольно крутые и снег плотный. На снегоходе не заехать, да и пешком срываешься.
  Пришлось применить ледоруб, как в песне: «мы рубим ступени ни шагу назад!!!» Не ожидал я таких сложностей на невысокой вершине, думал: будет проще... зауважал вершинку. Мы с Костей по очереди рубим ступени. Вадим с Виталиком тащат треногу с памятным знаком, сзади с флагом РГО и флагом Победы идут Надежда и Сергей. Смотрится наша процессия солидно. Да, вчера бы мы точно не поднялись. Кстати, внизу виден наш след с юга, мы почти забрались на плато. Давно я так альпинизмом не занимался. Нарубили ступени и вышли на вершину.
  Здесь большая каменистая площадка и на ней деревянный столб и тур из камней. Нашли летнюю записку туристов. Устанавливаем свой знак. Думаю что он будет достойной заменой и простоит долго, напоминая об экспедиции Гофмана, о тех кто были первыми. Мы все приложили к этому усилия: Серега с Костей помогали с заказом таблички и ее доставке, Петрович изготовил знак, Вадим с Виталей тащили его наверх Надя была мамой медведя и т.д. Ямальское отделение РГО помогло приобрести табличку и обеспечило спутниковым телефоном. Также в этой поездке у нас был подключен СПОТ, теперь было видно, где мы путешествуем. Так что успех - это плод коллективного труда . Да, мы еще участвовали в акции «Знамя Победы». Мы и Знамя Победы занесли на самую северную вершину - это было наша маленькая победа. От красивых видов с вершины не хочется уходить, фоткаем окрестности, любуемся, кто-то общается по телефону - здесь берет сотовая связь. Внизу видна газпромовская дорога и поселки, она уходит на север к морю.
  Спускаемся в лагерь, собираем палатку и вещи, попутно готовим завтрак и чай в термоса. Покушав, спускаемся к озеру Емын–лор, оставив Надю, так как на святилище женщины не желательны. Мы выезжаем на северный конец озера, фотографируем святилище и озеро, оставляем дары и возвращаемся обратно. По дороге попадаются непуганые зайцы. В южном конце озера, у подножия гор много скальных останцев причудливых форм. Решаем возвращаться домой не по восточному склону, как планировалось ранее, а через хребет Оченырд. Хочется показать ребятам этот замечательный район. Идем чуть западнее гор, чтобы не упереться в глубокий каньон реки Нярмаяхи, потом разворачиваемся к горам. По пути проходим озеро Хальмерто с красивым прозрачным льдом. Надю здесь слегка крутануло на льду. На южном берегу озера старое ненецкое кладбище, почему-то со старовеческими крестами, странно. Поэтому и озеро носит такое название: хальмер –покойник, то-озеро.
  Следуем дальше и вспугиваем зайцев и куропаток. Подъезжаем к реке Очетывису, она вытекает из озера Оче-ты. Долина реки глубокая с большими снежными карнизами, можно и навернутся. Спуск крутой. Надин снегоход с санями и погруженной бочкой спускаем отдельно. Проезжаем дальше по ручью к озеру, долина здесь расширяется. Проследовав озеро, и поснимав мы идем вправо к перевалу на реку Лымбатояха. Подъем на перевал не сложный, с перевала замечательный вид на альпийский хребет Оченырд .
  Что-то странное с погодой творится –хорошая погода целый день! Ребята могут подумать, что здесь всегда так классно. В долине реки Лымбатояхи делаем еще общее фото и по заснеженной долине Лымбатояхи двигаемся к реке Большой Каре. Здесь большие кусты,почти деревья,и удирающие зайцы. Прямо перед нами громада вершины Борзова. Идем на ручей слева и по нему к перевалу. Перед перевалом ушли правее к озеру и на озере ушли правее по склону, слева большие обрывы и снежные наддувы.
  Перескакиваем на реку Малую Кару и пересекаем ее по направлению к Еркояхе. Уже темно, натыкаемся на след нарты и по нему доходим до одинокого чума. Семья Лаптандер из Воркуты: женщина и две девочки. Живут, очевидно, небогато. Пообщались ,угостили конфетами, но времени мало и двигаем дальше через перевал. Вышли на ручей Сауришор и далее на реку Малую Усу.
  Ветер усиливается, поземка. Решаем идти сразу на озеро Чан-ты. На ручье Чаншор в удивление - много снега, заворачиваем к озеру Чанты, проходим его и становимся на западном берегу озера западные Чанты. Ставим палатку, растягиваем к снегоходам и саням.
  Недалеко от этого места умер замечательный человек и наш воркутинский друг: Андрей Шалашин. Поэтому мы не могли не посетить это место.
Ветер стих, в палатке у нас последний совместный вечер. Завтра мы разделяемся, и Надя с Виталей едут в Воркуту, а мы до Лабытнанги. Помянули Андрея, спели любимые песни. Легли поздно.
На завтрашнюю погоду надежды нет: не может же она так долго быть хорошей.
Дневник Надежды Кожевниковой:
"25.03.2015.
  Еще одно утро в Арктике! Мама, что я здесь делаю??? Каждое утро рассуждаем о том, как хорошо назначать дежурного по печке. Но каждый вечер об этом забываем. Поэтому просыпаемся в ледяном плену. Вечером я всё мостила себе под голову куртку, но почему-то спал на ней Костя. ))) А мне даже сапога лишнего не досталось. Но всяко-лучше, чем на работе!!! От ежевечернего перемещения на карачках, болят коленки. Кожа на пальцах рук примороженная и потрескавшаяся. Лица опухли от ветра, мороза и дыма. Волосы дыбом и башка постоянно чешется. Красавцы! Жизнерадостные придурки!!! )))))
 За бортом солнечно и тихо! Подарочный денёк!!! Командир принял решение – лагерь оставляем, чай из термоса по-бырому, и на Константинов Камень. В термосах чай за ночь остыл. Поэтому быстренько сварганили его на примусе. Для сытости лизнули котелок. Поехали! Кстати сказать, Кот удивил! Завелся….. Ох, не к добру это….
  Пока было можно, поднимались на вершину на снегоходах. Дальше, всё – только карабкаться. Склон не крутой, но обледенелый. Впереди Серега Чижик и Костя рубят ледорубом ступеньки, за ними Виталик с Вадимом тащат треногу, за ними я с флагом РГО и Медведем, прикрывает меня Серёжка. Выбрались на верх. Красотища!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  На вершине «сняли» записку туристов из г.Королёв от 20.08.2014.
  Мы сделали то, за чем сюда отправлялись – установили треногу, привинили Медведя. Нафотографировались.
  Здесь должна быть связь. Включаю телефон – есть! Звоню маме. По голосу понимаю, что разбудила ее. Смотрю на часы на телефоне – 6:32. М-да…… Люди еще сны свои не досмотрели, а мы уже дело сделали!!! Наш Медведь крутится на ветру. Приятно осознавать, что мы все имеем прямое отношение к этому!!!
Костя рассказал, что когда он был маленький и только-только увлекся географией, то любил разглядывать карты. Однажды увидел на краю света гору с названием Константинов Камень. И сразу замечтал туда попасть. И вот мы здесь! Константинов Камень, Костя – друг и Константин Константинович – медведь! Что-то в этом есть!!!
 Вернулись в лагерь. Так здорово! Как домой после рабочего дня! ))) Дело-то какое сделали!!! Сережка Чижик построгал омуля. Праздничный стол готов. Как же хорошо, ребята! Как же хорошо!!!
  На днях Серега Чижик, пытаясь завести снегоход, дёргал-дёргал его за верёвочку, да и оторвал ((((( Не буду вдаваться в подробности последствий этого, но сегодня решили устранить эту проблему. Надо ли мне говорить о том, кто за это взялся??? Мы собирали палатку, варили чай, а Серёжка разбирал Командирского "кота". Что-то там ремонтировал и собирал. За мелкие детали можно взяться только голыми руками. Вижу, как он дует на пальцы. Серёжа!!!
  Потом мы двинули в путь. Денек радует погодой. Не особо солнечно, но не дует. Мы и этому рады!!! Проехали чуть-чуть, мальчишки поехали на священное место. Теткам туда вход запрещен. Я осталась одна. ((( Не очень-то приятно. Покатавшись по пригоркам, я вернулась к месту, где велено было ждать. Со мной ничего не случилось. Ребята вернулись, и мы полетели в сторону дома. Каждый своего. Мы всё еще вместе, но мысли уже о расставании… ((( Нас ждет еще одна совместная ночёвка. И всё…..
  Маханули сегодня – будь здоров!!! Погода радовала! Мы неслись вдоль гор к Оченырду. Перед озером Хальмерты меня на ледяной корке пригорка так крутануло с санями, что я даже испугаться не успела. А когда страх пришел ко мне, наметился весьма неприятный спуск. Я отказалась от него. Виталька спустил мой снегоход, а Костя меня… Ну не смогла я….. Простите меня, ребята! Потом мы проехали Оченырд, Кару и много еще чего. Встретили чум с местными жителями. И отправились на ночевку на Ченто.
  Не могли мы его миновать. Андрюха был нашим большим другом! Огромной Души человек! Андрюха…. В очень красивом месте ты расстался с Землей….. Покойся с миром… И прости…
  Сегодня, как-то по особенному быстро поставился лагерь. Опыт! ))) Наш последний вечер. Наш последний вечер…"

Отрывок из дневника экспедиции Э. Гофмана середины 19 века о наименовании Северной вершины Урала Константиновым камнем: