Западно-Ленский отряд - Кольцо Ямала

Перейти к контенту

Западно-Ленский отряд

История
Задача отряда:
Разведать возможность прохождения морем от Лены на запад к Енисею, исследование и нанесение на карту побережья, полуострова Таймыр, а также русла реки Лена ниже Якутска.

Командир – лейтенант Василий Прончищев
Второй командир - лейтенант Харитон Лаптев
Помощник - штурман Семён Челюскин
Корабли – дубель-шлюпка «Якутск»
Начало работ – 1735. Окончание – 1742.

Результат:
отряд почти полностью справился с поставленной задачей. Нанесен на карту практически весь Таймыр и побережье на запад от Лены до устья реки Хатанги.

За две навигации Прончищеву удалось пройти морем от устья Лены до «середины» береговой линии Таймыра и нанести на карту более 500 вёрст побережья. Во время второй навигации сам В. Прончищев и сопровождавшая его супруга Татьяна погибли. Отряд возглавил Х. Лаптев. На «Якутске» команда Х. Лаптева в 1739-40 продолжила описание Таймырского побережья. После гибели судна, Х. Лаптев начал «сухопутное» обследование Таймыра, разделив отряд на три группы. Группе С.Челюскина в 1742 удалось выйти на самую северную точку Таймыра и всего Азиатского материка – Восточно-Северный мыс с координатами 77°43′ с. ш. 104°18′ в. д.

К 100-летнему юбилею экспедиции «Русское географическое общество» переименовало эту географическую точку в мыс Челюскина. Д. Прончищев и Х. Лаптев, помимо географических вычислений, вели наблюдение за погодой, природой, животным миром, сделали массу наблюдений за бытом и обычаями коренного населения.

* Семён Челюскин во время экспедиции не имел офицерского звания, был произведен в мичманы лишь в 1742 г.

Третий отряд Великой Северной экспедиции получил задание двумя группами обследовать арктическое побережье России между Енисеем и Колымой. В январе 1735 г. в Якутске были заложены бот «Иркутск» и дубель-шлюпка «Якутск», в мае того же года их спустили на воду. Командиром дубель-шлюпки «Якутск» был назначен лейтенант Василий Прончищев, командиром бота «Иркутск» — лейтенант Петр Ласиниус. В конце июня 1735 г. суда вышли из Якутска. Достигнув устья Лены, мореплаватели разделились: «Якутск» направился на запад, «Иркутск» — на восток.

В задачи Ленско-Енисейской части отряда под руководством Прончищева входила опись участка побережья к западу от устья Лены; отряд должен был произвести картографические съемки, промерить глубины морей и речных заливов, изучить течения и ветры. В состав отряда входило более 40 человек, в том числе штурман Семен Челюскин, геодезист Никифор Чекин и жена Прончищева — Татьяна, ставшая первой русской женщиной-полярницей.

Могила Василия и Татьяны Прончищевых. Усть-Оленек, 2014 г.
Во время плавания вниз по Лене отряд в течение месяца проводил картографические съемки. Достигнув устья, «Якутск» повернул на север в обход дельты Лены. На этот путь отряд, не имеющий опыта плавания во льдах, затратил две недели. Лишь 7 августа 1735 г. через левый рукав реки «Якутск» вышел в открытое море и взял курс на запад. Но сроки навигации были уже пропущены.

В конце августа судно дошло до устья реки Оленек, где путешественники выстроили из плавника две избы и остановились на зимовку.

Летом 1736 г. море вскрылось ото льда поздно, и лишь в начале августа «Якутск» смог продолжить плавание на запад к полуострову Таймыр. 5 августа отряд достиг устья Анабара, откуда Прончищев отправил вверх по течению реки геодезиста Баскакова. Осмотрев гору с выходами руды, о которой рассказывали местные жители, Баскаков через пять дней привез ее образцы. Позднее профессор Гмелин произвел анализ проб и определил наличие в руде серы.

Продолжив путь, в середине августа отряд подошел к левому берегу Хатангской губы, а затем повернул на север. 17 августа у восточного берега Таймыра исследователи открыли острова, названные ими именем Петра I. Экспедиция проходила в сложных условиях — продвижению к северу мешали туманы, встречные ветры, постоянно встречались скопления льдов. Дойдя до широты 77° 29', мореплаватели на общем совете приняли решение о возвращении в устье Хатанги на зимовку. Фактически судно находилось в проливе Вилькицкого и только сильный туман не позволил Прончищеву открыть новый архипелаг - Северную землю. Обратно «Якутск» шел по тому же маршруту вдоль восточного берега Таймырского полуострова. Холод, усталость и скудные запасы продовольствия привели к тому, что на судне разыгралась цинга. Болел и командир отряда.

Высадиться в Хатангской губе отряд не решился — на берегу не было никакого жилья. Прончищев повел корабль к Оленёкскому зимовью, однако штормовые ветры не позволили судну подойти близко к берегу. 29 августа Василий Прончищев на шлюпке отправился искать проход для корабля. Во время похода он сломал ногу, а вернувшись на судно, потерял сознание и в тот же день умер. Руководство отрядом принял на себя Семен Челюскин. Лишь 2 октября «Якутску» удалось бросить якорь вблизи берега, а через четыре дня моряки похоронили своего командира. Спустя пять дней «от великой печали», как написал в письме Челюскин, умерла и Татьяна Прончищева, которую похоронили рядом с мужем.

С установлением санного пути Челюскин отправился в Якутск с рапортом Берингу о плавании 1736 г. и о смерти Прончищевых. К рапорту он приложил карту, на которой был показан восточный берег Таймыра и прибрежные острова. Летом 1737 г. отряд на дубель-шлюпке возвратился в Якутск.

В декабре 1737 г. Адмиралтейств-коллегия приняла решение о продолжении работы отряда. Новым начальником Ленско-Енисейского отряда и командиром дубель-шлюпки «Якутск» был назначен Харитон Лаптев, получивший чин лейтенанта флота. Ему предписывалось пройти морем из Лены в Енисей с попутной описью неизвестных берегов. Кроме того, он получил задание выполнить сухопутные исследования, если лед будет непроходимым и «Якутску» не удастся выйти в море.

В 1739 г. Х. Лаптев прибыл из Петербурга на Лену. Из Усть-Кута снаряжение экспедиции на дощаниках было доставлено в Якутск, а оттуда летом 1739 г. «Якутск», на борту которого было 45 человек, начал свой путь на север. Путь вниз по Лене занял больше месяца, а 21 июля дубель-шлюпка вышла в море и взяла курс на Оленёк, где было решено соорудить склад продовольствия. На пути к Хатангскому заливу мореплавателями была открыта небольшая, глубоко вдающаяся в сушу бухта, которую они назвали Нордвик (Северный залив).

Льды и сильные ветры вынудили моряков в течение многих дней простоять в Хатангской губе, и лишь в середине августа они смогли продолжить путь. 21 августа «Якутск» подошел к мысу Св. Фаддея. На собачьих упряжках по льду группа участников экспедиции добралась до берега и исследовала его. Приближалась зима, начались морозы, поэтому по общему решению экипажа судно вернулось к устью Хатанги. Вблизи речки Блудной моряки построили избы из плавника, где без болезней и потерь прожили зиму.

В марте 1740 г. геодезист Чекин с девятью собачьими упряжками и восемнадцатью оленями направился через тундру к устью реки Таймыры, чтобы провести описание берега до устья Пясины. На карту было положено около 100 км побережья. На 76° 26 с. ш. Чекин поставил маяк, а когда запасы провизии стали заканчиваться, повернул назад. Корма для собак на весь обратный путь не хватило, собаки гибли одна за одной. Бросив нарты среди тундры, часть пути до Хатангского зимовья Чекин проделал пешком и в конце мая встретился со своми товарищами.



Летом 1740 г. «Якутск» отправился в очередное плавание. Ледовая обстановка в навигацию 1740 г. была настолько сложной, что путь по Хатангскому заливу занял около месяца. 11 августа судно вышло в море, а спустя двое суток оказалось затертым льдами на широте 75° 30'. Течениями и ветром судно понесло к северу, на бортах «Якутска» появились пробоины, трюм стало заливать водой, был обломан форштевень. Лаптев, опасаясь за судьбу экипажа, приказал выгрузить на лед продовольствие и снаряжение экспедиции. Покинув корабль, моряки по льду добрались до материка. Через полтора месяца, в середине октября, отряд подошел к зимовью на реке Блудной. Во время перехода погибли четыре человека, остальные были сильно истощены, многие страдали от цинги.

В течение двух навигаций 1739—1740 гг. отряду не удалось морем пройти до Енисея — мешал непроходимый лед. Поэтому, выполняя предписание Адмиралтейств-коллегии, Харитон Лаптев решил предпринять пешие походы для исследования берегов Таймырского полуострова. Ранней весной 1741 г. все было готово к началу работы, которую предполагалось осуществить с помощью трех партий. Остальная команда и грузы экспедиции на ста оленях были отправлены в Туруханск.

В марте Семен Челюскин с двумя матросами направился в верховья реки Пясины, откуда ему предстояло дойти до моря, а затем двигаться на восток. В середине апреля зимовье покинул Чекин в сопровождении двух спутников. Перед ним была поставлена задача описать северо-восточное и северное побережье Таймыра до реки Таймыры. Сам Лаптев, последним покинув место зимовки, отправился на север, чтобы обследовать восточную часть Таймырского полуострова, а затем в устье Таймыры встретиться с Челюскиным и Чекиным. По окончании работы всех трех партий неисследованными остались лишь несколько сотен километров на самом севере полуострова.

В декабре 1741 г. для завершения описи северной части Таймырского полуострова отправился Семен Челюскин с тремя солдатами. Путь из Туруханска до устья Хатанги занял около трех месяцев. В начале апреля 1742 г., пополнив запасы продовольствия и корма для собак, Челюскин продолжил путь к северной оконечности Таймыра вдоль восточного берега полуострова. В начале мая он достиг мыса Св. Фаддея и начал съемку берега, продвигаясь на север. Через неделю путешественники достигли оконечности самого северного мыса Евразии. «Сей мыс каменный, приярый, высоты средней, — записал Челюскин в путевом журнале. — …Здесь именован мною оный Восточный Северный мыс… Здесь поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». Этот мыс носит сейчас имя Челюскина.
Положив на карту последние километры северного побережья Таймыра, Семен Челюскин завершил работу Ленско-Енисейского отряда. Усилиями Прончищева, Челюскина, Чекина, Харитона Лаптева и многих других участников отряда на карте России появились очертания неизвестного ранее Таймырского полуострова.
Назад к содержимому