Часть 1 - Притяжение Арктики

Перейти к контенту

Часть 1

"Зимники ЯНАО"
Путешествуя по Арктике, неоднократно приходилось слышать рассказы о провалившихся и утонувших в следе от ледокола машинах и снегоходах. Сами мы такие следы во льдах видели неоднократно и достаточно много ездили вдоль них. Я всегда недоумевал, как можно утопить технику в ледокольном следе, ведь его же так хорошо видно. Эта поездка в Арктику заставила думать по-другому… Но, обо всём по порядку.

Ямало-Ненецкий автономный округ, это крупнейший в мире регион по добыче природного газа, на долю которого приходится более 80% добычи газа в России и приблизительно 16% мирового объема добычи газа. Регион, который является одним из самых развитых в российской Арктике. Здесь количество только официальных обслуживаемых зимников насчитывается десятками. А ведь есть ещё и так называемые дикие зимники — более сложные, но и более интересные для автопутешественников. Так что идея объехать этот край на легковом автомобиле, не раз приходила мне в голову, и сюжет будущего похода уже висел в воздухе. А вот реализован он был неожиданно спонтанно. Да, вот так. Буквально за считанные дни до старта планируемого изначально путешествия на других автомобилях и в совершенно другую сторону, вдруг стало понятно, что ничего не будет, приключение отменяется. И это при том, что совместно с Владимиром Семёновичем Чуковым и его Экспедиционным Центром «Арктика» уже была проделана серьёзная работа по подготовке маршрута, собраны все необходимые документы, сделаны пропуски… Ну уж нет. Значит, едем на своём транспорте. И всё это благодаря опыту Владимира Семёновича, который изначально со словами «Не помешает» вписывал в каждый документ и мой автомобиль тоже. Как же он в итоге оказался прав!

Так как я никуда особо не собирался на своей машине, то после прошлогодней поездки на мыс Челюскин она не проходила вообще никакого обслуживания, кроме замены масла в двигателе. Летом ездил на ней в лес время от времени, а потом отогнал в город Тюмень, где она и стояла без дела до самого старта. И вот, внезапно наступило понимание, что или я еду на своей машине, или не еду совсем. Ну не вопрос. Взял билет на самолёт, полетел в Тюмень, чтобы пригнать машину за полторы тысячи километров домой. Но когда я её забирал с СТО, где она долгое время находилась, то при первой же посадке в салон в нос бросился резкий запах горелого сцепления. Сначала не придал этому значения, мало ли на станции каких запахов не бывает. Но ни через сотню, ни через тысячу километров пути запах не выветрился. Мало того, он стал более устойчивым и уже без каких либо сомнений стало понятно, что диск сцепления сожжён и явно подбуксовывает. Где, как и что происходило с машиной последние три месяца, осталось для меня тайной, да и не было ни времени, ни желания выяснять всё это. Хорошее начало путешествия… Ведь уже через пару дней ко мне в Новый Уренгой должен прилететь штурман, а мне ещё до дома больше полтысячи ехать, и что-то надо решать с заменой всего узла. И вот здесь мне пришли на помощь друзья из ПикапСервис. Алексей Абанин (Lexafor) после моего звонка буквально в считанные часы собрал весь комплект необходимых запчастей, отвёз это всё в аэропорт и отправил в Новый Уренгой первым же самолётом. И когда я на следующий день подъезжал к городу, то мне к тому моменту уже позвонили из транспортной компании, что груз прилетел. Дома же друзья из СТО "Джип" тоже уже ждали меня и произвели замену в этот же день. Вот так и началось наше путешествие с Алексеем Тузовым, прилетевшим ко мне из Санкт-Петербурга.

Первым на нашем пути было запланировано посещение села Самбург, которое находится на берегу реки Пур севернее Полярного круга примерно в 70 километрах и отделено от круглогодичной трассы почти стокилометровым зимником.

Зимник накатанный, в хорошую погоду доступен практически для любого транспорта и машины по нему движутся достаточно часто.
Делают, точнее, укатывают зимник вот такими самодельными прицепами-волокушами.


Село компактное и очень ухоженное. В нём есть не только мобильная связь, но и интернет, работает совхоз и даже есть тепличное хозяйство.


В селе живут преимущественно ненцы, и парковка возле их домов соответствующая.

Но и Самбург не миновало наступление цивилизации, и вот уже возле дома красуются не нарты, а Хаммеры.


Съездив буквально за полдня туда-обратно по зимнику, мы снова вернулись на асфальтовую дорогу, ведущую на север практически до Тазовской губы, до поселков Газ-Сале и Тазовский.




Все мы видели привычные глазу таунхаусы, где к квартире с отдельным входом пристроен автомобильный гараж. Так вот в Тазовском всё так же, только в таунах гаражи не автомобильные, а для снегоходов.

Всё, дальше на север вели только зимники. Точнее два обслуживаемых на Находкинское и Мессояхское месторождения. При въезде на оба зимника стоят посты, и без пропуска там проехать невозможно. Но по льду реки Таз, параллельно одному из зимников идёт стихийный зимник в сёла Антипаюта и Гыда. Дальше все эти дороги пересекаются и вновь расходятся каждая в своём направлении.



Нас же интересовал именно дикий (необслуживаемый) зимник в Антипаюту и далее на север в Гыду. Но сначала мы заскочили на Находкинское месторождение с целью посещения столовой в их ВЖК (вахтовый жилой комплекс).



Вообще, обязательное посещение столовых на месторождениях, буровых и сейсмологических партиях – это у нас тоже один из видов туризма, наряду с экстремальным, промышленным и этнографическим. Так вот ко всем этим видам в нашей поездке шёл обязательной программой ещё и туризм гастрономический.
Немного не доезжая Находкинского месторождения, вправо уходил зимник на Антипаюту. Ну как зимник… колея.



Но благодаря прекрасной погоде с солнышком и сорокаградусным морозом наст был очень крепкий и держал машину так, как будто это был не снег, а бетон. Поэтому, съехав с обслуживаемых зимников и спустив колёса, мы практически не потеряли в скорости и к ночи были уже в посёлке. Там нас быстро познакомили с Сергеем – владельцем Трэкола и человеком, который постоянно ездит по всему Гыданскому полуострову. От него мы получили ценную информацию о том, как можно добраться до Гыды, и он же помог нам с заправкой. Точнее, заправив нас дизтопливом, он категорически отказался от денег. Серёга, дружище, спасибо тебе ещё раз!


Транспорт в Антипаюте очень разнообразен и основное его предназначение, это передвижение по бездорожью.


Например, школьный автобус за Полярным кругом выглядит так.

Но основной транспорт, это оленьи упряжки и Трэколы.

А потом мы, купив традиционно по мороженке, выехали из Антипаюты и встали на след в сторону Гыды.



Ещё сильнее спустили колёса, но и здесь тоже ехалось достаточно сносно. По крайней мере, лопаты доставать не приходилось. Начались бесконечные оленьи стада, и чумы начали попадаться повсеместно.



Так как олени практически ручные, то они даже не пытались уходить с дороги при приближении автомобиля, а наоборот, если ты выходил из машины, тут же шли навстречу.



И здесь сразу же вспоминалось, что в туалет ходить надо предварительно спрятавшись от них подальше. Соли им, видите ли, не хватает. А они так и обступали тебя, выжидающе разглядывая, как будто понимая, зачем ты вышел из машины.



Ненцы, народ очень доброжелательный и приветливый. Здесь уже машины ходят крайне редко, поэтому новый человек – это новости, общение. А узнав, что мы ещё и путешественники, сразу приглашали в чум за стол.




Девочку зовут Аделина, ей всего два года. Верёвкой привязана исключительно в целях безопасности – посередине чума раскалённая печка. Кто-то может подумать, что это автомобильный трос. Но нет. Это очень искусно и красиво вышитый вручную ремень.

Яндекс.Метрика
Назад к содержимому