11 апреля - По следам Арктических Богов

Перейти к контенту

11 апреля

Дневник
  К утру ветер стих, мороз до 15 град. и нашему взгляду открылся пейзаж  с идущими до горизонта холмами и изгибами речушек. Видимость как говорится «миллион на миллион». Где-то на севере чернели кусты в пойме реки Каратаихи.
  Плотно позавтракали, заправили снегоходы и в путь. По маршруту у нас дозаправка 400 литров в пос. Каратайка и дальше с ночевкой в избе Сядаяха. Движемся к долине Каратаихи. Из кустов периодически выскакивают ошалелые зайцы. Куриц тоже много, но они как то уже по парам. Петухи уже разгуливают с красными бровями-весна!
  По реке видны следы вездеходов – это зимник на Воркуту. Слева у впадения ручья на высоком берегу остатки старых крестов-здесь было жилье Мы сначала следуем вдоль него ,но когда след уходит вправо на бугры с выдутым снегом,продолжаем двигаться вдоль берега. Лед на реке удивительно сильно всторошен. Уже в поселке мы узнали, что осенью был сильный ураган, нагнавший воду и взломавший лед километров за 30-40 от устья. Так и замерзло.
 По буранной дороге подъехали к поселку. Здесь уже берет связь-МТС. Надо же –раньше такого не было. Уточняем по телефону у кого горючее, отзваниваемся родным и заезжаем в поселок в поисках магазина с интересным названием - «КОЛОБОК». У хозяина мы и должны забрать горючее.
 Заправились горючкой, осмотрели поселок. С прошлого моего посещения поселок изменился - построили большую двухэтажную школу, дома облагородили. Много снегоходов и ни одной собачьей упряжки, но говорят что еще остались у стариков. Вот так на наших глазах уходит история!  А жаль. Снегоходы в основном «Ямахи –профы и 540», есть и «Арктик Коты».
 В поселке есть кафе, где очень вкусно кормят. Даже при наличии продуктов мы не удержались и взяли пирожков и булочек. В местном магазине приобрели местного хлеба-очень вкусный. После этого были приглашены хозяином магазина на строганинку из омуля. Когда я пишу  «ОМУЛЬ» у меня уже слюньки текут! Такая вкусная рыбка. Лично мне она нравится только в одном качестве - как строганина. Даже наш хваленый муксун или нельма мне нравятся больше. Может со мной кто-нибудь и не согласится.
 Но пора двигаться в путь. Навстречу на оранжевом «коте» глава администрации-Дмитрий Вылко. Поговорили кто куда и зачем. Я вспомнил, что хотел поставить печать на карте (отмечаю вехи пути). Зашли в администрацию, поставили печать. В очередное мое посещение Каратайка понравилась, видно что поселок живет и меняется к лучшему.
 Выехали из поселка и движемся пока по трассе зимника, точнее следа МТЛБ, который ездил в  Амдерму. Пока он совпадает с нашим маршрутом. Проезжаем реки Харючейяха, Васьяха (чуть выше есть живописные каньоны), вдоль протоки Гусиный Шар и движемся в направлении Бол. Талаты. Погода - солнце и низовая. Чтоб «коты» не грелись, сняли пластик с морды. Остановились на перекус. Андрей говорит, что надо поискать место где нет ветра.
 Мне вспомнился поход с финнами Юсси и Вилли. Сплавляемся по Ельцу. Пристали к берегу я ушел фотографировать. Возвращаюсь – Серега (мой товарищ)  поставил палатку, уже ужин поспел, а фины ходят по кругу с палаткой. Спрашиваю: «Чего вы делаете?» Они отвечают – «Мы и ищем гдеенеттуветтра!». Я им – «Ребята не парьтесь. Ставьте палатку. Здесь везде ветер!!» Так и в нашем случае, просто привыкнуть надо, а то и без перекусов можно остаться - силы то нужны.

На Талате грандиозный каньон! Оставили сани и поехали смотреть и снимать. Каньоны здесь впечатляют.
  В районе избы Бельково выходим к берегу Баренцева моря. На нем мы еще не были. Гряды торосов, струится поземка, лед сверкает! Стоило ехать ради этого!!! Торошение сильное, где-то прячутся белые медведи. Едем фотографироваться в торосы.
  Дальше движение по льдам вдоль берегов. Красивые высокие берега, торосы. Местами под снегом выдавливает воду,попадаются трещины. В районе избы Седаяхи вышли на берег. Первоначально планировалось там заночевать. Да и на речке можно было бы рыбку половить. Изба к сожалению вся забита снегом и для ночевки мало-пригодна.Поснимали на фото.Возле избы нашли череп медведя, сфотографировали. Миша предложил двигаться дальше до Белого Носа. В принципе можно и проехать. Пока солнце не село окончательно ускоряем темп передвижения. Идем верхами напрямую к полярке. От тригопункта 51м. хорошо видно полярку.
  В сумерках подъехали на станцию. Я помчался снимать фото, ребята поехали на станцию.
  Расположились в старом здании станции, оно даже для обитателей станции, как нам показалось, более уютное чем новый модуль.
  На станции 9 человек, из них 4 командированных - настраивают оборудование. Столько народу на полярке еще не встречал. Станция называется «Морская гидрометеорологическая береговая станция 2 разряда Белый Нос». На месте станции раньше располагался лагерь системы ГУЛАГа. В окрестностях станции есть развалины зданий, карцер. Рядом со станцией группа небольших скалистых островов.
  Вечером нас пригласили на ужин в кают компанию. Оказалось, что на  на станции работают две молодых девушки-метеоролога. Еще на станции две кошки и две собаки. В общем весело, все живут.
  Спать завалились в спальниках на полу кают-компании. Вечером ясно и звезды ,на другой стороне пролива видны огни поселка Варнек. Вайгач уже виден!!! Так близко к цели. Мы ночуем на КРАЮ МАТЕРИКА. Как в песне у Городницкого «на материк, на материк ушел последний караван».  За день прошли 168км. Неплохо.